Впервые мир услышал Will You Be There Майкла Джексона как одиннадцатый трек его альбома 1991 года Dangerous. Майкл написал ее на пике своей карьеры, и, несмотря на то, что оригинальная версия длится 7 минут 40 секунд, эта песня стала истинным фаворитом среди фанов во всем мире.
С первого же прослушивания Will You Be There я был поражен мощнейшим эмоциональным посылом, исходившим как от голоса Майкла, так и от лирики. Я до сих пор не могу забыть, мне было тогда 8 лет, но ее слова буквально преследовали меня, я записывал эти строчки снова и снова, пытаясь расшифровать истинный смысл этого страстного послания.
С первых секунд вступления, в котором хор Андре Кроуча исполняет "Оду к Радости" Бетховена, и до эмоционально истощающего финала - эта песня гипнотизирует слушателя от начала и до конца. Ее невероятный завораживающий эффект воодушевил меня написать этот небольшой трибют, мне кажется, что до сих пор даже в кругу преданных фанов Майкла Джексона не все и не до конца сумели оценить по достоинству ее неопровержимое совершенство.
В этом трибюте я хочу поделиться с вами некоторыми фактами, идеями и теориями в поддержку моей твердой убежденности, что Will You Be There является величайшей песней всех времен. Факты:
С момента выпуска альбома Dangerous прошло почти два года, когда в июле 1993 Майкл решил выпустить Will You Be There как сингл одновременно с релизом фильма Уорнер Бразерс «Освободите Вилли». Песня стала основой саундтрека к кинофильму, рассказывающему историю нерушимой дружбы между маленьким мальчиком и косаткой. В дополнение к синглу были выпущены две версии видео: основная, включающая съемки Майкла, исполнявшего эту песню во время своего мирового турне Dangerous, наряду с кадрами его выступления на церемонии награждения по случаю 10-тилетия МТВ. Вторая версия была смонтирована из кадров фильма «Освободите Вилли», она вошла в бонусный материал при выпуске фильма на ДВД. Обе версии, которые были срежиссированы Винсентом Паттерсоном (позднее снявшим для Майкла Джексона видео к Blood On The Dance Floor) и спродюсированны Джоелем Галленом и Юта Леонардом, впервые появились на экранах в мае 1993-го.
В качестве сингла Will You Be There достигла большого успеха, добравшись до 11 позиции в Британии, а в США продажи составили более 500 тысяч копий, и сингл получил золотой статус. Она также достигла первой позиции в Еврочарте МТВ. Сингл был доступен на СД, кассетах и виниле, причем к пластинкам прилагался коллекционный постер. В качестве би-сайда была выбрана песня Girlfriend из альбома Майкла Off The Wall. Самое значительное различие между сингловой и альбомной версией – в сингле отсутствовало вступление Бетховена.
Майкл Джексон сам написал и спродюсировал Will You Be There, а Брюс Сведьен в качестве со-продюсера помог ему с орекстровками и аранжировкой вокала. В составе инструментов значились фортепиано, синтезатор, клавишные, барабаны и перкуссия. В 2002-м Майкл сказал в документальном фильме, выпущенном ITV, что эта песня была написана на Дарующем Дереве, как он называл его, на его ранчо Неверленд: «Я написал очень много песен на этом дереве. Я написал… Will You Be There…» (Living with Michael Jackson, эфир февраль 2003).
На награждении 1994 MTV Movie Awards Will You Be There была признана Лучшим Саундтреком (фильм «Освободите Виллли»). До настоящего времени Майкл исполнял эту песню только в Dangerous Tour, в шоу MTV's 10th anniversary и укороченную версию на NAACP Image Awards в 1993-м.
Далее хвалебное ревью Will You Be There из «Полного путеводителя по музыке Майкла Джексона и всей семьи Джексонов» Геоффа Брауна (1996):
«Кажется, что он уже окунул большой палец ноги в напыщенный хеви-металл, и вдруг он ныряет с головой во вдохновенный госпел. Хоральная аранжировка 9-й симфонии Бетховена в исполнении Кливлендского оркестра открывает этот ВЕЛИКИЙ трек (после релиза это послужило причиной иска на $7 млн. против Джексона, его компании MJJ Productions и лейбла Epic, который Sony удалось урегулировать без судебного разбирательства; в дальнейшем имя Людвига Ван Бетховена было добавлено в выходные данные альбома). Мелодия и аранжировка вроде бы не несут в себе ничего неожиданного, но мощь хора Кроуча заставляет эту песню звучать ошеломляюще страстно, так, что она могла бы стать украшением лучших госпел-альбомов. Трек заканчивается речитативом-молитвой, которая будет иметь особый резонанс в течение нескольких последующих лет. Две «специальные» версии песни появились в саундтреке к фильму «Освободите Вилли» о дружбе мальчика и косатки».
Как упоминается в приведенной цитате, наряду с похвалами критиков, песня принесла и судебные неприятности, которые были вызваны ошибкой, что в буклете альбома Dangerous не была упомянута симфония Бетховена, и в результате классические музыканты подали крупный иск в защиту его авторства. Затем в 1992 году малоизвестный певец по имени Альбано Карризи подал иск, утверждая, что Майкл скопировал его песню I Cigni di Balaka (Лебеди Балака), разбирательство по этому делу продолжалось почти 7 лет. В 1997-м итальянский суд низшей инстанции вынес решение против Карризи. Была подана апелляция, но 3 ноября 1999-го гражданский суд в Милане отклонил ее, подтвердив решение низшего суда в пользу Майкла, и приговорил Карризи заплатить компенсацию, как Майклу, так и Sony.
Расширенную версию Will You Be There Майкл опубликовал в своей книге Dancing The Dream (выпущенной 18 июня 2002). Эту более длинную версию я собираюсь сравнить с оригиналом в конце своего трибюта. Интересный вопрос: который из текстов на самом деле был оригинальной версией песни, была ли она ужата для альбома или же, наоборот, «новые» строфы в конце были добавлены позже для книги?
Что интересно, в вокале присутствует одновременно полифонический элемент (''перекличка'') и ''аккордовые столбы'' (бэк-вокал).Хотя в нотах бэк-вокал представлен всего лишь 2хголосием,а как нам хорошо известно,их значительно больше, ничего страшного!
Для верхнего слоя аккорда этого вполне достаточно. В джазовой гармонии,как правило, основной вес падает на бас,ибо важно, чтобы тоны, придающие аккорду требуемую устойчивость (или неустойчивость), располагались в нижних, самых массивных его пластах. Тогда смысл этих тонов как бы перевешивает противоречащие тяготения остальных, посторонних звуков. Будет ли это октава,септима,квинта или децима-звучать будет в любом варианте хорошо.Ну,а в самой толще аккорда,чем бы вы её не заполнили,не ошибётесь ни разу.Хотите горьковато-сладкого вкуса?Пожалуйста,смело добавляйте,дублируйте ноты данного аккорда.Хотите чего-нибудь поострее и попикантнее?Так тут хоть все 7 звуков тональности,да ещё с искажениями (альтерацией),и можете быть уверены , что функция аккорда не изменится. (главное, правильно расположить.)
И тут,прямо,как в китайской кухне:и то ,и другое хорошо.И я думаю,у Майкла не было ''или''-''или'',а было и то и другое (всего понемножку).
И на этом можно было бы закончить анализ куплета,если бы...не было ''хитрющего переходика'' к припеву.
Вот в этот самый момент,для меня ,и произошло волшебство.Здесь уже нечто большее,чем просто просто прекрасные последовательности звуков и аккордов .
Вот такие незначитетельные,маленькие ''изюминки'' чаще всего и составляют разницу между хорошим шлягером и шедевром.
Вам незнакомо сотояние-потеряться в мире звуков?
Вроде на свой слух я никогда не жаловалась,но именно это со мной и произошло в этот момент.Я словно заблудилась в лесу...Чем больше ищу выход,тем больше теряю ориентир.
Вот слышу же повышение тональности,но что-то не так...(Неужто померещилось? )
В то же самое время отчётливо слышу устойчивость тоники,как и полагается ответу переклички,но опять что-то не так...Тут уже можно поставить вопрос ребром:''А написала б ты диктант?...''
Думаю,может быть это ещё какой-нибудь ''фокус'' вроде ''тритоновой замены'',когда,например,доминантовый аккорд смещается на тритон, звучание конечно отличается,но доминантовая функция не нарушается...
(Для тех,кто не знает,что такое ''тритон'',ответ уже находится в самом названии (3 тона),это интервал ,который делит октаву пополам.Наверное,поэтому он такой ''дерзкий и вызывающий''.)
Но ,опять-таки,слишком консонансы вылезают наружу для подобного ''фокуса...''
Конечно,если б всерьёз задалась целью раскопать этот ход,мне б ничего не стоило подойти к инструменту и найти,пусть не с первой же попытки (да простили б меня соседи,муж и моя любимая собачонка ),или же открыть ноты…
Но на тот момент,меня вполне устроил бы ответ на ''Гамлетовский'' вопрос в прошедшем времени:''Было?Или не было? ''(изменение тональности),И, помнится, Marine удовлетворила моё любопытство.
Ну,а поскольку нужно дать объяснение этому явлению,ноты нам в руки!
Итак,ля-бемольный аккорд прыгнул в ми-мажор (аж на тритон,и без всякого предупреждения!)Мы-то как больше привыкли?Из тоники в тонику, через ''вводные''...
Посмотрим звуки этой ''хитрющей'' комбинации:
В ми(b) мажоре:ля(b) -до-ре(b)-ми(b)
В ми мажоре:ми-соль(#)-си-ре(#)
ля(b)=соль(#);ми(b)=ре(#)
Как мы видим,есть 2 звука,которые остались дома,а другие 2 пошли по соседям:
до- в си,а ре(b) может,как в си,так и в ми .
Вот,наверное,это пропорциональнальность 2:2 и сбила меня с толку.Как говорится:''ногой-здесь.ногой-там''...Вот потому ''слона -то мы и не приметили!''
A теперь со спокойной душой можно перейти и к припеву.
Здесь в перекличке основную функцию выполняет бэк-вокал.Вообще,нисходящие квартовые ходы -имитация вздоха (сразу вспоминается ''Эй,ухнем!'' ), которые начали вроде секвенцию... ещё больше усугубляют эту интонацию дублированием в октаву. Тема Майкла плавно скользит вниз и как бы растворяется в аккорде Е7. Тем временем в басах, как бы подтверждается плагиальность ,только Т и S. И коротенькое , всего лишь в такт ,секвенцирование блюзовых VII-III нас,наконец приводит к каденции припева.
И если немножко забежать вперёд,то мы знаем ,что произойдёт обратный процесс (возвращение в первоначальную тональность),а значит , здесь будет тот же самый ''фокус'',но только в зеркальном отражении.Поэтому уже логически,каденция должна заканчиваться на доминанте.
Но ведь тут же не просто доминанта....Здесь уже в формуле стоит дробь :F#m7/B.
В числителe - аккорд ,а в знаменателе- бас .Как мы видим,этот аккорд имеет свойство "бифункциональности", так как совмещают в себе различные функциональные тяготения - вот, как в данном случае - доминанты и субдоминанты одновременно (II7 относится к субдоминантовой функции)
Мне никогда не хватит эпитетов,чтобы обьяснить,как я влюблена в подобного рода аккорды.Вот есть красота,но есть и Божественная красота,перед которой всё живое и неживое замирает...И как же я понимаю вот эту фермату (задержку) на этом аккорде.Mайкл знал,что делал.Так и хочется воскликнуть:''Мнгновение!Ты прекрасно!Остановись!''