Рассказ режиссера "Beat It" Боба Джиральди о том, как снимали видео.
Как получилось, что вы стали режиссером видео для "Beat It"? Как мне рассказали, все началось с рекламы для WLS-TV, которую я снял в начале своей режиссерской карьеры в Чикаго. Реклама была про двух слепых пожилых людей, женатую пару, которые не захотели покидать родной район, когда оттуда уехали все остальные белые жители. Их район обеднел и превратился в преступный, а они решили остаться и закатить вечеринку для всей молодежи в округе. Эта реклама очаровала Майкла: она получилась трогательная и была основана на реальной истории – ему очень понравилось. Поэтому он пожелал встретиться, и мы встретились.
Я хотел "Billie Jean", но его только что закончили снимать, поэтому Майкл сказал, что у него есть другая песня под названием "Beat It", и не смогу ли я что-нибудь придумать для нее. В те времена за видеоклипы еще не соперничали: не было тендеров на режиссуру, да и вообще не существовало устоявшихся принципов работы в том, что касается съемок. Звукозаписывающие компании не имели уполномоченных, бизнес был другим. Вернее, тогда это еще не стало бизнесом.
Как родилась концепция видео? Одно из самых распространенных заблуждений, которые я встречал в прессе, – утверждение, что "Beat It" был вдохновлен Вестсайдской Историей. Это абсолютно не так.
Я вырос в Патерсоне, Нью-Джерси – это было неспокойное местечко, где полно людей, старавшихся казаться круче, чем они есть. Мне показалось, что эта написанная Майклом песня о примирении, об улаживании конфликта идеально подходит для такой «как бы» разборки. Я читал, будто момент, где двое ведущих танцоров, Майкл Питерс и Винс Патерсон, дают связать себе запястья и достают выкидные ножи, взят из Вестсайдской Истории. Это неправда. Он родился из истории, которую я услышал на заводе однажды летом. Один крутой парень из Джерси рассказывал мне, что видел, как двое ребят дрались на ножах со связанными запястьями, и только один из них вышел из схватки живым, да и то далеко не целым и невредимым. Сцена была основана на этой байке.
Майклу понравилась моя идея, и он решил привлечь банды Crips и Bloods, что я счел безумием. Если вы посмотрите видео, то увидите, что парни там выглядят как настоящие бандюки. Это потому что они и есть бандюки.
Как вы проводили кастинг среди бандитов? Это все Майкл. Он занялся этим и нашел их, кажется, через отдел по борьбе с уличной преступностью полиции Лос-Анджелеса. Он убедил власти, что при условии присутствия полиции в достаточном количестве это будет мудрый и добродетельный шаг: свести банды вместе, чтобы они подружились и пообщались друг с другом пару дней на съемках видео. Я был против этой затеи: с актерами и танцорами и так было тяжело, не хватало мне еще хулиганов.
Значит, он попытался примирить их с помощью видео? Майкл всегда выступал за мир. Он всегда выступал с каким-нибудь предложением примирения. Это была его идея, копы согласились, и в итоге нас чуть не заставили свернуть съемки в первый же вечер, потому что, как вы знаете, уже через час на съемочной площадке становится очень скучно.
Наверное, Crips и Bloods начали действовать друг другу на нервы – они же смертельные враги. У нас произошло несколько инцидентов, и двое копов подошли ко мне со словами, что надо это прекращать. Я кое-как уговорил начальника отдела полиции разрешить мне снять только танец. (Изначально планировалось снимать его во второй вечер.) Я сказал: «Мне кажется, единственный способ спасти положение – это если вы дадите мне врубить музыку. Я думаю, это разрядит атмосферу. Хуже точно не будет, дайте мне шанс». Коп оказался сговорчивым, он взглянул на меня и ответил: «Хорошо, но на этом все». Я не возражал, потому что обстановка была без сомнения напряженная и пугающая. И вот, мы уже в этом складском помещении, планы меняются, снимаем танец, зовем Майкла из фургона...
Что произошло дальше? Члены банд не могли танцевать, поэтому они встали в круг и смотрели. А актеры начали танец во главе с Майклом Питерсом и Винсом Патерсоном. Когда вышел Майкл Джексон и стал делать то, что он там по сценарию делает, я, помню, посмотрел на лица этих Crips и Bloods, выстроившихся в ряд, и наблюдающих, за танцем ребят под музыку. Эти ребята, в общем-то… многие из них были геями. Но когда они начали танцевать, у парней из Crips и Bloods были такие лица… Как будто говорящие: «Знаете, что? При всех наших войнах, вендеттах и т.д., вот это – круто! Такого нам никогда не суметь». Вечер был спасен.
Майкл Джексон сам был постановщиком танца? Это единственный случай, про который я могу честно сказать, что Майкл Джексон не был хореографом. "Beat It" был поставлен Майклом Питерсом – упокой Господи его душу – великолепным, великолепным хореографом, которого уже нет в живых. Он потрясающе владел уличным танцем, он поставил номер, а Майкл Джексон его станцевал, и станцевал превосходно. Думаю, начиная с того момента, Майкл Джексон, наверное, участвовал в постановке каждого своего танца. Но "Beat It" принадлежал Майклу Питерсу в чуть большей степени, чем обычно признают.
В те дни на MTV существовало негласное правило не показывать видео черных артистов. Когда вышли "Beat It" и "Billie Jean", какое влияние они оказали? Они вывели видео на новый уровень – за счет танца, постановки. Epic, CBS получила убойный аргумент: эти две записи стали лидерами мировых продаж. Ле Гарланду и Бобу Питтману (основателям MTV) трудно стало придерживаться своей изначальной позиции, которая состояла в том, чтобы играть только группы Новой Волны для белых подростков из обеспеченных семей. Майкл заслуженно считается первым артистом нашего поколения, по-настоящему соединившим разные музыкальные стили, и человеком, который своим гением заставил MTV переосмыслить принципы.
Как "Beat It" и работа с Майклом повлияли на вашу карьеру? Я встретил человека, которого всецело уважаю. Одну интересную вещь, которую он мне сказал, я никогда не забуду. Мы спорили, и он сказал мне этим своим высоким голоском: «Ты слишком часто произносишь слово на букву F». Я это навсегда запомнил. Мне показалось, что это были очень мудрые слова в тот момент.
Я наблюдал человека, который танцует лучше, чем все, кого я видел. Я наблюдал человека, который «не повышает голоса, но держит в руках большую дубину», который получает то, что хочет, и поступает по-своему. Как мы знаем теперь, 25 лет спустя, может быть, он чересчур много поступал по-своему. Тем не менее, я видел, как он добивается своего, но при этом всегда использует самый мягкий, спокойный подход, который только возможен. На меня повлиял не только его талант, но и его личность.